Керамогранит, керамическая плитка, мозаика
Главная страницаСтатьи на тему строительства и обустройства домаРеалии СРО
Член Комитета по защите прав Национального объединения проектировщиков - Александр Валентинович Мешалов разместил статью, отражающую его взгляды на ряд проблем системы саморегулирования на сайте Электронной Строительной Информационной Системы CONON.RU (ЭСИС Конон.ру).
Прошло уже достаточно времени с момента введения института саморегулирования Федеральным законом. Александр Валентинович анализирует причины, способствующие этому шагу.
Система государственного регулирования не обеспечивала должное качество строительных объектов их безопасность и что самое главное – ответственность за содеянное. Лицензирование оказалось неприемлемым в тех формах, в которых оно пребывало на последних этапах своего функционирования. В результате многочисленных дискуссий власти и строительного сообщества, анализа опыта других стран пришли к выводу, что только саморегулирование сможет дать толчок возрождению отрасли.
Государство оставило за собой надзорную функцию за деятельностью СРО, учетную - Госреестр саморегулируемых организаций - законодательную, право определять содержание Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
СРО являются некоммерческими партнерствами по видам строительной деятельности - инженерно-изыскательские, в области проектной документации и занимающиеся непосредственно строительством. Их предназначение обеспечивать рост качества и безопасности, строящихся объектов. Планировалось достичь этого путем тщательных проверок документов о деятельности кандидатов в члены СРО и на получение допусков; неустанного контроля за соблюдением уже членами организации нормативно-технической документации; разработки и внедрения ТР, ТУ, стандартов в соответствии со спецификой региона; регулярного повышения квалификации специалистов всех уровней. Но самое главное - это создание компенсационного фонда, который обеспечивает материальную ответственность коллектива и является своеобразным поручителем перед заказчиком в возмещении ему средств за нанесенный ущерб. За вину кого-либо отвечают все.
Каковы же достижения практически законченного этапа формирования СРО?
За исключением коммерциализованных СРО, во всех законопослушных партнерствах ведется строгая проверка вступающих в партнерство компаний. Образованы Национальные объединения СРО строительной отрасли - НОИЗ, НОП и НОСТРОЙ. Их основная задача - представлять и защищать интересы СРО на всех уровнях власти. Под их непосредственным руководством началось обновление отраслевой нормативно-технической базы. Во всех СРО применяется система страхования, сформирован компенсационный фонд.
Однако, это внешняя сторона медали, попытаемся рассмотреть внутреннюю. Деятельность СРО свелась практически к выдаче допусков СРО. Дело конечно неплохое, но от наличия подобного документа работы компаниям не прибавляется. К сожалению, новые образования кроме проверяющей функции, регламентированной законом, не дошли еще до реализации функции помощника хотя бы в получении заказов. Они ее просто не осознали еще. Это далеко от понятия саморегулирования, когда все трудности преодолеваются коллегиально членами одной команды, ведь СРО - это в идеале команда единомышленников.
Не будем даже затрагивать вопросы влияния СРО на процессы законотворчества. Парламентарии просто не слышат, либо не хотят слышать саморегулируемые организации. Это же относится и к документам, принимающимся профильными ведомствами. Обратимся в качестве примера к вступившему в силу с 1 июля Перечню видов работ. Этот узкоспециальный документ, составлялся и принимался без участия профессионалов.
Передавая СРО часть своих функций, государство тем не мене не видит в них полноценных партнеров, с которыми надлежит считаться. А.В.Мешалов предлагает законодательно закрепить необходимость представителей исполнительной и законодательной власти учитывать мнение профильных СРО.
Среди недоработок член комитета НОП по защите прав отметил и необоснованные бюрократические препоны, которые выставляет Ростехнадзор перед СРО для получения разрешительных документов, тем самым тормозя нормальный ход производственных процессов.
Это лишь лапидарное изложение проблем, решить которые может только государство. Со своими внутренними проблемами СРО разберутся сами, так у них для этого есть потенциал. И лишь тогда мы будем иметь саморегулирование не только де-юре, но и де-факто.
|